Эксперты проекта «Апарт-комплекса VALO» и Hospitality Management 14 ноября провели встречу «Апартаменты: перспективы и возможности развития формата на рынке Санкт-Петербурга». Спикеры привели свежие данные по активно развивающемуся сегменту.
С 2015 года в три раза увеличился объем рынка, преимущественно за счет апартаментов класса «комфорт» — в 4,6 раза, «бизнес» — 3,4 раза.
Как сообщила Марина Сторожева, начальник отдела продаж финского концерна Lemminkainen, сейчас в Петербурге строится 15 новых апарт-отелей. Около 80% сделок приходятся на апартаменты класса «комфорт».
Бизнес для инвесторов
По данным Марины Сторожевой, 30% покупателей апартаментов VALO собираются проживать в приобретенных номерах, 70% — клиентов намереваются сдавать жилье в аренду.
Дли них с запуском II очереди проекта VALO компания предлагает три доходные программы: VALO Classic, VALO Progressive и VALO Garant.
Инвесторов привлекают объекты с развитой инфраструктурой, потому что за счет ее качества прогнозируется срок окупаемости апартаментов, отмечает Дарья Баранова, коммерческий директор RR Realty. По данным эксперта, в Петербурге только 60% апарт-отелей имеют полноценную внутреннюю инфраструктуру, представленную преимущественно ресторанами, кафе и фитнесс-центрами. Набор хозяйственных услуг в таких проектах минимальный.
При этом, отмечают в RR Realty, инфраструктура в VALO еще на этапе проектирования и строительства была установлена на уровне 90%.
Блейк Андерсон-Бунтз, генеральный директор Hospitality Management и консультант апарт-комплекса VALO, отметил, что средняя годовая загруженность апартаментов в Петербурге составляет 88%, для качественных гостиниц этот показатель достигает 60%.
Апартаменты менее зависимы от сезона и больше востребованы среди корпоративных клиентов, это около 60% от общего числа арендаторов или примерно 7 тыс. компаний.
На апартаменты ложится и часть туристического потока, который стабильно растет в последние годы.
В Петербурге сегодня не хватает качественных отелей «три звезды», востребованные у туристов. Этот сегмент уже заполняют сервисные апартаменты, стоимость проживания в которых варьируется от 3 до 5 тыс. руб. за ночь. По мнению Блейка Андерсон-Бунтза, заполняемость 56% в год позволяет говорить о доходности от 9%».
Ипотека популярна
Интересно, что апартаменты часто покупают в ипотеку. Мария Максимова, заместитель управляющего филиала по розничному бизнесу ФАКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО) сообщила, что в общем портфеле ипотечных сделок на апартаменты приходится 8%. Основные покупатели апартаментов – бизнесмены. В VALO более 26% покупателей — руководители или собственного бизнеса, или наемные менеджеры высшего уровня.
Основное отличие между ипотечными программами для строящихся объектов со статусом жилой недвижимости и апарт-комплексов заключается в размере первоначального взноса: для апартаментов он достигает 25%, когда для квартир — 15% от общей стоимости объекта. При большем первоначальном взносе банк готов давать дополнительные скидки.
Мария Максимова считает покупку апартаментов в ипотеку выгодной инвестицией. По ее мнению, доходность апартаментов в среднем составляет от 10%, а срок окупаемости объекта — 10-15 лет, что соответствует сроку кредита. И при ставке 9,25% годовых апартаменты окупаются. Отмечается, что банк предоставляет кредит под 7,75%.