– Дмитрий, как вам кажется, почему жюри выбрало проект вашей компании?
– Я думаю, потому что он больше остальных соответствовал заявленной теме конкурса «Архитектура как искусство». Наш проект «Мегарон» – нарративный – дом рассказывает некую историю. В нем много исторических реминисценций – там можно найти отсылки к живописи великих голландцев, к средневековому муранскому стеклу и отделкам эпохи модерна. И всё это замиксовано на высоком современном технологическом уровне. По своей конституции «Мегарон» – современная архитектура.
Но главное достоинство проекта, на мой взгляд, состоит в том, что он представляет собой единый ансамбль частной резиденции – с ландшафтом, прилегающей территорией, архитектурой и интерьером. Эти составляющие представляют здесь единое целое, словно разные части одного романа. «Мегарон» – ансамблевый проект, созвучный в этом смысле Петербургу.
Кроме того, он удобен с точки зрения функционала: он создан под нужды конкретной семьи, подогнан, как костюм, под владельцев. То есть, проект утилитарен и возвышен одновременно.
– Как сейчас чувствует себя рынок частного домостроения именно с точки зрения запроса покупателей на дизайнерские дома? Что в тренде?
– К сожалению, понимания клиентов, что такое дизайн дома или авторская архитектура, на рынке частного домостроения почти нет. В интерьерах клиент понимает, что он может здесь проявить свою индивидуальность, видит массу вариантов решений и прибегает к помощи дизайнера. А вот дом воспринимается больше как сложное техническое сооружение.
Поэтому клиент сначала покупает уже готовый проект из каталога проектной организации или застройщика, и только потом размещает отдельные заказы на создание ландшафта и интерьера. Все эти разделы создаются в отрыве друг от друга. В результате мы не видим единых жилых ансамблей с целостной жилой средой.
В нашей компании есть некая иерархическая последовательность в создании единой жилой среды – генплан, ландшафт, архитектура, интерьер, мебель. Но всё разномасштабные проявления единой концепции, одного художественного и функционального замысла. Мы пропагандируем целостный подход к созданию жилой среды частной резиденции.
Тот факт, что мы получили «Золотого Трезини» за проект частного дома, созданного при помощи целостного подхода, говорит, что ансамблевое единство ландшафта, архитектуры и интерьера есть как минимум зарождение тренда.
– В чем заключаются сложности при создании таких штучных проектов?
– В том, что в архитектуре цена эксперимента очень высока. Именно поэтому в области недвижимости так мало кто хочет внедрять новые технологии, изучать современные материалы. В большинстве случаев строители отдают предпочтение старым проверенным приемам с двойным запасом прочности, – и как результат, – маленьким окнам и толстым стенам. Мы же создаём современную высокотехнологичную архитектуру, где место большим окнам и тонким стенам.
– Цена вопроса: можно ли назвать диапазон цен на подобные работы? На какую стоимость примерно ориентироваться покупателю, который захочет себе эксклюзивный дом?
– Эксклюзивный дом дороже типового в среднем на 20-30%, где 10% – это дизайн (проект, подбор, надзор), 10-20% – это нестандартные размеры. При прочих равных, естественно.
– Какими видятся вам предпочтения заказчиков в будущем?
– Они будут сфокусированы на автономности: будет существовать спрос на объекты, в которых соединяются высокие технологии и экологичность.
Мы не развивали эту тему, но «Мегарон» будет отапливаться при помощи геотермальных источников. На кровлях будут частично размещены солнечные батареи. Стекла окон покроют напылением, которое удерживает внутреннее тепло и уменьшает нагрев от внешних солнечных лучей. И это далеко не все «фишки», которые понизят энергопотребление дома, сделают его более независимым от окружающей среды, и как следствие, более безопасным.