10 декабря в апарт-комплекс Like состоялась конференция «Итоги 2019 года рынка апартаментов Санкт-Петербурга. Тенденции и перспективы сегмента в 2020 году». Своим видением с журналистами поделились Сергей Мохнарь, руководитель департамента развития ГК «ПСК», Николай Антонов, генеральный директор «МТЛ. Управление недвижимостью» (входит в Группу компаний «БестЪ»), а также Светлана Московченко, руководитель отдела исследований Knight Frank St Petersburg.
По данным Светланы Московченко, сервисные апартаменты — активно развивающийся сегмент на рынке недвижимости на сегодняшний день. Если 4 года назад объем рынка всех апартаментов составлял около 150 тыс. кв. м, то на сегодня это около 400 тыс. кв. м. Из них на долю сервисных апарт-отелей приходится 82% рынка. Два года назад показатель был не более 50%.
«Доля инвесторов сервисных апарт-отелей уже перевалила за 50%, в некоторых апарт-отелях доля покупателей-инвесторов достигает 80%, в зависимости от разных отелей. Данный сегмент особенно активно развивается в Петербурге, с этим связано много причин, в том числе, то, что город туристический и есть нехватка хороших гостиниц категории «три звезды» и выше», — рассказала Светлана Московченко. Эксперт также отметила появление на рынке «проектов-тысячников», — апартаментов с номерным фондом свыше 1 тыс. юнитов.
Средневзвешенная цена сервисных апартаментов составляет около 143 тыс. рублей. Цена включает в себя полную отделку. Это готовый номер, но нужно будет дополнительно заплатить за меблировку (300-600 тыс. рублей), плюс приобрести «пакет арендатора» (столовые приборы, постельное белье и т.д.).
Светлана Московченко рассказала, что апартаменты в основном покупают под инвестиции (60%) (для последующей сдачи самостоятельно либо с помощью управляющей компании), остальные 40% — для детей или временного проживания, если семья постоянно находится за городом. По прогнозам аналитиков Knight Frank, по итогам 2019 года в Петербурге будет продано около 5 тыс. апартаментов.
Сергей Мохнарь отметил, что спрос на апартаменты будет поддерживаться за счет низких ставок по ипотеке и меньшей стоимостью недвижимости по сравнению с жилым проектом. «Место, цена на апартаменты, которая на 10-15% ниже аналогов в жилых домах, и сервис определяют интерес покупателей к апарт-отелям», — считает Сергей Мохнарь.
Николай Антонов рассказал, что принцип формирования сервисных услуг в апарт-проектах исторически соответствует принципу формирования доходного дома, когда первые этажи отдавались под торговлю и услуги, а дальше располагается жилье, причем, чем выше, тем дороже.
«Сервисные коммерческие услуги наполняют объекты, и благодаря тому, что это апартаменты,здесь хорошо уживаются, в том числе, шумные заведения, и в целом это способствует приятному времяпрепровождению гостя», — говорит Николай Антонов.
2 декабря апарт-комплекс Like получил заключение о соответствии и сейчас готовится ко вводу в эксплуатацию. По данным компании «ПСК», в проекте продано 95% апартаментов. Выдача ключей собственникам начнется в декабре 2019 года.
Управлять апарт-комплексом будет «МЛТ». Сейчас подписано около 250 договоров с собственниками номеров. Программа доходности, разработанная совместно с застройщиком — ГК «ПСК», предполагает, что собственники смогут получать доход в среднем на уровне 12% годовых — в зависимости от площади номера, его стоимости, сезона и того, сдается ли апартамент посуточно или на длительный срок.