31 января в конференц-холле Петропавловской крепости частники дискуссии «Как жить во дворце» обсудили острую для Петербурга проблему реконструкции и использования исторических зданий.
Приспособление зданий-памятников истории и культуры в качестве современных объектов городской среды (жилых домов, креативных пространств, торговых и бизнес-центров), – всегда неоднозначный шаг как для девелопера, так для города и его жителей. Поэтому на встрече, организованной деловым клубом MEETING, первые лица ведущих девелоперских и инвестиционных компаний, консалтинговых и управляющих фирм, а также архитекторы, дизайнеры и урбанисты попытались вместе ответить на вопрос, как же сегодня стоит относиться к исторической застройке одного из крупнейших городов Европы.
Модераторами встречи выступили Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank SPb, и Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers Int. SPb. Они задали спикерам ряд важных вопросов: от оценки инвестиционной привлекательности объектов исторического наследия до непростых взаимоотношений девелоперов с властями и градозащитниками.
Владислав Юрковский, директор по инвестициям компании VIYM, отметил, что для инвестора экономика и доходность проектов по приспособлению исторической недвижимости является сложным вопросом: «В таких проектах невозможно получить краткосрочную доходность. Здесь необходимо ориентироваться на долгосрочную перспективу. Однако инвесторы, готовые вкладывать в исторические объекты в хороших локациях есть. Они понимают, что долгосрочная инвестиция будет приносить, может быть, небольшую, но стабильную прибыль».
Михаил Гущин, директор по маркетингу Группы RBI, рассказал, что компания имеет солидный опыт работы с историческими зданиями, и для нее каждое участие в проекте реконструкции – своеобразный вызов. Вместе с тем Михаил Гущин подчеркнул, что задача девелопера заключается прежде всего в том, чтобы получать экономический эффект. «Проект реконструкции требует огромного ресурса, хорошо, если он выходит в ноль. Поэтому ещё до покупки объекта мы пытаемся понять, какое у здания будет новое предназначение. У нас проект реконструкции всегда сопряжен с проектом жилого комплекса. Для клиентов это большое преимущество: купить квартиру в доме с памятником, который и задает архитектуру всему комплексу».
Александра Ненько, доцент Института дизайна и урбанистики ИТМО, рассказала, что сегодня в Петербурге и Ленинградской области достаточно много зданий-памятников архитектуры различных исторических эпох, которые нуждаются в реконструкции. Поэтому работа с ними необходима в первую очередь самому городу, а не только девелоперам и инвесторам.
Особое внимание на дискуссии эксперты уделили новому тренду – использованию объектов культурного наследия в качестве креативных пространств. Такие проекты становятся все более популярными. Они не требуют изменения планировки здания внутри и дают возможность реконструировать его постепенно, одну комнату за другой. «Поэтапное инвестирование в преобразование пространства комфортно для собственника. При этом постепенное обновление дает возможность анализировать процесс и планировать развитие проекта в целом», – заметила Алена Цветкова, управляющая креативного пространства «Бертгольд-центр».
Еще одним важным вопросом дискуссии стал художественный подход к реставрации исторического наследия. Константин Лихолат, руководитель музея художественной керамики «Керамарх» и директор реставрационно-строительной компании «Паллада», отметил: «Сегодня, как и много лет назад, перед нами стоит задача гармонизации городского пространства. Выбирая дизайн, материал и подрядчика для преображения своего объекта, важно помнить, что результат будет «радовать глаз» не одного поколения, и это ценно. Мы работаем с керамикой — сложным и одухотворенным материалом, обладающим колоссальными выразительными свойствами. И мастера прошлого учат нас, каким должно быть архитектурное творчество».
Эти и другие вопросы в своих выступлениях также затронули Рафаэль Даянов, директор Архитектурного бюро «Литейная часть-91», Ольга Трошева, директор консалтингового центра «Петербургская недвижимость», Наталия Сударева, главный дизайнер «Газпром Экспо» и Денис Цытрин, директор управления Facility management, Becar СПб.
В завершение встречи участники дискуссии посетили первый в России музей архитектурной художественной керамики «Керамарх», расположенный в Государевом бастионе Петропавловская крепости. Там под руководством Константина Лихолата желающие познакомились с историей развития декоративной керамики и лучшими ее образцами, выпущенными отечественными и европейскими мастерами.