– Мы сами дали названию стилю, потому что когда разрабатывали концепцию оформления интерьеров для Art View House, подготовили пять различных проектов. У нас был «Манхэттенский модерн» в стиле ар-деко. Второй проект назывался «Клубный дом» – клуб для джентльменов, но вполне современный. Третий проект, который в итоге и выбрал заказчик, мы назвали «Ридженси Лайт», т.е. лайт-версия стиля эпохи Регентства. Этот стиль появился в Лос-Анджелесе в 20-30-е годы, и, как понятно из названия, был заимствован из кинематографа, который взял гламурный лоск эпохи Регентства и приправил его экспрессией американского ар-деко. В нашем проекте соединились элементы стиля эпохи Регентства, ар-деко, традиционной английской архитектуры и нашего восприятия Санкт-Петербурга.
– Я думаю, изысканный интерьер возникает тогда, когда есть движение от общей картины к мелким деталям. Если мы возьмем общую картину, пространство – это самая большая роскошь, которой можно наслаждаться, и у нас здесь огромный вестибюль. Затем мы переходим к тому, что определяет это пространство, и здесь возникает вопрос материала. Поэтому мы используем необычные и роскошные материалы, чтобы обозначить и подчеркнуть пространство: мрамор на полу, шелк на стенах, позолоченные детали колонн и дверей. Если взять слово «изысканный», что вы ощущаете, когда касаетесь ручки двери? Будет ли это дешевая алюминиевая ручка? Или, как в нашем случае, потрясающе красивое изделие из хрустального стекла в бронзовой оправе?.. И, конечно, освещение, то, что объединяет разрозненные элементы воедино, что создает атмосферу. Освещение позволяет расставить акценты и направить внимание на конкретные детали.
– Основной принцип: это должно нравиться как можно большему кругу людей, а вероятность кого-нибудь «расстроить» должна быть минимальной. Мы использовали очень теплые, естественные тона, буквально пару ярких штрихов наряду с теплыми серовато-зелеными оттенками. Мне кажется, нам удалось создать очень располагающий, уютный, элегантный и изысканный интерьер. Что касается фактуры, я думаю, это вторая часть успеха. Нельзя недооценивать важность фактуры. К примеру, шелковые обои на стенах – это не просто плоский тусклый цвет. Но есть ещё фактура в отделке колонны, каннелюры, профилей, изумительная лепнина, к которой опять-таки хочется прикоснуться, потрогать, какая она гладкая… Это возвращает нас к предыдущему вопросу об изысканных деталях и о том, как привлечь внимание людей к деталям, чтобы им захотелось ощутить фактуру.
– Какая роль в дизайне интерьеров отводится текстилю?
– Текстиль – это то, что привносит в пространство мягкость, цвет и фактуру. Зачастую с помощью текстиля мы добавляем в интерьер рисунок и графику и некую нотку дерзости. В зависимости от того, насколько далеко вы готовы зайти, таким элементом могут быть даже подушки на диване. Именно это и создает уникальность интерьера. Поэтому, я думаю, не стоит недооценивать роль текстиля и тканей, которые позволяют создавать бесконечное количество вариантов одного и того же дизайна. Есть взять наш проект для Art View House, даже если мы не поменяем основные отделочные материалы – обои, освещение, покрытие пола, стоит только сменить обивку мебели, и можно создать огромное количество различных вариантов интерьера.
– В дизайне холла и общих зон Вы использовали инновационные французские обои из дикого шелка, почему именно их?
– Это очень красивый материал. То, как он переливается, отражает свет, создает блики – это потрясающе! Люди не сразу понимают, что это такое, и, как я уже говорил, такие вещи притягивают. У нас были интерьеры, где стены на самом деле затянуты тканью, это вполне традиционный вариант. Здесь у нас шелк на бумажной подкладке, поэтому он очень хорошо ложится на стену, но при этом выглядит так же роскошно, как стены, затянутые настоящей тканью.
– Белые двери – вполне традиционный элемент для Англии. Это та самая чистота и свежесть, которую мы обязательно хотим видеть здесь. И это соответствует идее светлого, наполненного свежестью пространства. Что касается практичности: кто-то оставит на двери отпечатки пальцев, консьерж протрет дверь. Если в будущем дверь надо будет перекрасить, её перекрасят.
– Например, мы используем долговечные материалы: мраморные покрытия на полу.
– Основной тон пола создает серо-бежевый мрамор. Но нам обязательно нужен был некий графический компонент, акцент. Холл имеет очень сложную форму. Мы попадаем в холл через маленький вестибюль, и потом из холла виден сад, поэтому мы решили создать центральное пространство. Это центральное пространство обозначено кессоном и люстрой на потолке. В середине мы создали графический круг – это ключевой элемент, от которого расходятся все остальные элементы. Поэтому здесь нам понадобился черный и белый мрамор, резко контрастирующий с нейтральными тонами остальных элементов. То есть, у нас есть основной материал пола, который сочетается с общей цветовой гаммой, и яркий графический акцент, всё построено на контрасте.
– У нас небольшие лестничные площадки и коридоры, но высокие потолки. Поэтому мы продолжаем упрощенную версию декора и материалов основного вестибюля, мраморные напольные покрытия. На лестницах есть очень красивый элемент на поручнях, на дверях лифтов повторяется мотив, который мы видим на металлических решетках главных дверей. Кроме того, мы использовали очень элегантные настенные светильники. Это продолжение эстетики главного холла, но в упрощенном виде.
– Лифты – это квинтэссенция принципов дизайна, которые мы переносим из холла в кабину лифта. Здесь есть бронзовые элементы, отделка панелями и декоративный мотив, который повторяется в створках дверей. Это очень ограниченное пространство, но что мы обычно делаем в лифте? Мы просто стоим и смотрим вокруг, поэтому нельзя недооценивать его важность. Еще мы сделали в лифтах особое освещение. Это подсветка по периметру, которая дает отраженный свет, и оригинальный подвесной светильник в виде солнца, который находится в середине потолка и таким образом становится декоративным центром. Так что это идеальная капсула, в которой повторяются все мотивы дизайнерского оформления.
– Общепринятые принципы освещения заключаются в том, что освещение должно быть организовано на разных уровнях, и нужно использовать различные виды освещения. С одной стороны, у нас есть архитектурное освещение: например, точечные источники освещения для подсветки колонн, которые подчеркивают профиль колонн с помощью светотени, скрытое освещение по периметру центрального кессона, которое зрительно увеличивает высоту потолка.
Есть освещение среднего уровня: настольные лампы и торшеры дают самый красивый и самый мягкий свет, который может быть только в жилом или домашнем пространстве. Наконец, есть декоративные настенные светильники и люстра из прекрасного венецианского стекла, дымчатого стекла с бронзовой арматурой. Это не только источники освещения, это объекты, которые привлекают внимание.
– Холл – это место, которое является визитной карточкой здания для его жителей и посетителей. Холл создает впечатление. И, поскольку холл должен создавать впечатление, здесь речь идет скорее не о функциональных зонах, но о создании мизансцены, намека на возможность. Мы создаем пространство перед камином: «Это место такое уютное, я мог бы присесть и подождать своего друга у огня», – подумаете о нем вы. Задача письменного стола пробуждать ваше воображение: «Я мог бы присесть за стол, полюбоваться на сад, написать письмо, поработать», подумается вам при взгляде на него. Так подобные детали становятся пищей для вашего ума и воображения.
– По сути, все дело в качестве. Если создать по-настоящему прекрасный интерьер, он должен пережить свою эпоху и стать исторической вехой. Его надо сохранить, его надо сберечь за его качество. Я думаю, интерьер жилого дома, такого как Art View House, – как раз этот случай. Поскольку интерьер является неотъемлемой и органичной частью здания, он вполне консервативен, но при этом отличается высоким качеством, я думаю, интерьер еще долго будет оставаться актуальным.
– Это очень престижный комплекс, предназначенный для информированных покупателей. Вероятно, эти люди владеют другими объектами недвижимости в нескольких странах. Поэтому всё, что мы делаем, отличается исключительно высоким качеством, я бы сказал, сдержанной роскошью, и представляет здание как жилой комплекс премиум-класса, собственно, в этом и заключается цель.
Полное интервью Кристофера Эша: