Петербург совершенно не использует свой потенциал «города на воде», хотя при грамотном планировании застройки набережных они могли бы стать популярными местами отдыха горожан и туристов, приносящими казне ощутимый доход.
«Общественные пространства на набережных — это не только архитектура и выделение территории, но и активность на ней. На Западе есть серьезная традиция использования общественных пространств для развлекательных мероприятий. У нас этой традиции нет. Даже в местах, специально отведенных под рекреационную функцию, экшен практически отсутствует», - замечает Сергей Бобашев, руководитель проекта Lifedeluxe.ru.
По этому поводу в культурном пространстве OXTA LAB при поддержке компании Bonava прошла лекция «Вода и города» архитектурного критика Марии Элькиной. Которая рассказала, как в не менее холодных, чем Петербург, и зачастую более депрессивных портовых городах Евпопы получилось создать общественные пространства на набережных, ставшие центром притяжения публики.
Набережная Aker Brygge в норвежской столице Осло была построена в 1989 году на месте старого порта по проекту архитектора Нильса Торпа. Особенно любопытно попасть сюда зимой. «Здесь есть важные находки: простая добротная архитектура, внутренние дворы укрыты от ветра, открытые первые этажи, деревянная набережная. Она быстро нагревается, здесь можно сидеть, деревянная набережная эмоционально теплее и создает деревенское ощущение в городе, что очень важно», – рассказывает Мария Элькина.
Благодаря тому, что много общественных заведений расположилось на второй линии набережной, защищенной от ветра, здесь людно в любое время года.
Холодный ветер и сырость от воды – не помеха для создания кафе на набережных, в чем легко убедиться, посетив Aker Brygge. А вообще набережные появились в Осло буквально из ничего всего за 30 лет. Сейчас это самые оживленные части города. Сюда люди приходят посмотреть на здание Оперного театра, которое придумало бюро Snøhetta. Здание органично вписалось одновременно в городскую застройку, скалы Осло-фьорда и морской порт. А с крыши оперы, между прочим, вполне легально можно кататься на санках.
"Есть такая уникальная прибрежная территория — город Тромсё на острове в Норвегии, 400 км за Полярным кругом, — комментирует Сергей Бобашев. — У них весь общественный транспорт убран под землю, практически все территории пешеходные. Огромные площади отданы под музей и океанариумы, притом что городок совсем маленький. А рядом стоят замечательные домики, которые смотрят в воду: здания наклонены над водой. Собрали молодых архитекторов и сказали: вот участки, ребята, развлекайтесь. И архитекторы развлеклись".
Еще один вариант обустройства набережной демонстрируют финны. Взять хотя бы общественую сауну Löyly в Хельсинки, построенную по проекту архитектурного бюро AvantoArchitects. Многофункциональность и современная архитектура обеспечили Löyly невероятную популярность.
Можно проще: расположить рядом с городской пристанью рынок. Рыночная площадь Kauppatori – самое оживленное место Хельсинки. В отличие от властей в Петербурге, местные органы управления не боятся установки обычных торговых палаток. «В этом отношении европейцы более расслабленные, и нам бы не помешало взять с них пример», – полагает Мария Элькина.
Полезно обратить внимание и на традицию застройки набережных в Роттердаме. По мнению эксперта, этот город схож с Петербургом в том смысле, что он не страдает перфекционизмом: «Здесь не наводят лоск. Здесь не стремятся поставить дизайнерскую урну. И в этом смысле город ближе Петербургу».
Сегодня район пристани Вильгельмины – место, где сочетаются история и современность, старинные склады и прогрессивная архитектура. «Как влепилось, так влепилось», – еще один из подходов к градообразованию, вполне имеющий право на существование, как показывает опыт Роттердама. Старый причал и с историческим зданием Holland Amerikan Line здесь стоит в окружении небоскребов, построенных по проектам 90-х годов.
И как же не вспомнить Лондон. Там выдающийся архитектор-футурист Ричард Роджерс, помимо знаменитого небоскреба Leadenhall придумал проект обустройства набережной Темзы. Идея проста: сделать тоннель под набережной и убрать туда поезда и автомобили. А прибрежные пространства сделать пешеходными. Ричард Роджерс упрекает девелоперов, которые мыслят краткосрочными проектами и считает, что город должен думать в перспективе: сколько Темза принесет их в будущем. Но Лондон не хочет тратить время на Темзу.
«В разговоре с коллегами из Bonava мы пришли к выводу, что в качестве шага номер ноль городу нужно видение, как развиваться: необходим кто-то вроде Роджерса, способный описать ситуацию», – говорит Марина Элькина. Каков же секрет создания привлекательных набережных в Петербурге? Во-первых, нужно очистить воду в Неве и в заливе. Во-вторых, убрать машины. В-третьих, необходимо строить красиво. В четвертых – создавать круглосуточные многофункциональные центры, в которых сочетаются офисы, культурные пространства и жилье.
Проект тоннеля под Невой архитектора Антона Литвинова – один из вариантов, способных освободить набережные для пешеходов. «Также всем понятно, что нужно развивать общественный транспорт. Когда в районах плохо с общественным транспортом – там будет покупаться только дешевое жилье и в итоге получатся депрессивные районы, где людям будет некуда деться», – заметила критик.
Впрочем, в скором времени в Петербурге может появиться набережная, в которой будет использован опыт европейских стран. Уже известно, что шведский девелопер Bonava обустроит пешеходную набережную в Красногвардейском районе, напротив строящегося жилого квартала Magnifika. Как рассказал Майкл Бьерклунд, председатель совета директоров компании «Бонава Санкт-Петербург», при разработке проекта набережной они ориентировались на лучшие образцы по преобразованию береговых линий в северных странах. «В частности, мы вдохновлялись набережной Акер Брюгге в Осло и хотели создать подобную набережную в скандинавском стиле в Петербурге. Основная цель проекта – создание доступной, комфортной и безопасной среды, насыщенной общественными функциями». Обустройство 300-метровой набережной произойдет постепенно, по мере возведения очередей примыкающего жилого комплекса Magnifika Residence на Магнитогорской улице.
«Я надеюсь, что будет интересно в «Привилегии» у «Евростроя» на их набережной вдоль «Олимпийской деревни», - рассуждает Сергей Бобашев. - Там может сложиться некое общественное пространство. Но получится ли его сделать действительно для горожан? Там будут созданы условия для жителей, которые приезжают только переночевать: пользоваться регулярно всеми благами на набережной они вряд ли станут.