В Государственном Эрмитаже вплоть до 8 марта 2015 года экспонируется свыше двух десятков произведений англо-ирландского мастера Фрэнсиса Бэкона, частично вписанных кураторами в контекст коллекции главного музея России.
Бэкон черпал вдохновение из кинематографа, повседневной фотографии, бульварного чтива, интерьерного дизайна, живописи старых мастеров, творчества французских импрессионистов и, конечно же, Пикассо.
Большая часть ранних работ Бэкона была либо уничтожена автором, либо затерялась в галерейных загашниках, по углам друзей и знакомых. Одной из ранних и первых из замеченных критиками работ молодого художника была выполненная как будто по мотивам рентгеновского снимка картина «Распятие» (1933 г., частное собрание), вводящая зрителя в проблематику, занимавшую Бэкона всю последующую творческую биографию: темы насилия, жестокости, отчуждения, бессилия, отчаяния, страха смерти и его преодоления.
Отдельной вехой в творчестве живописца является серия портретов его любовника, Джорджа Дайера, созданных как до, так и после трагической гибели последнего в 1971 году. Тень покончившего жизнь самоубийством Дайера неотступно преследовала Бэкона, как неотступно занимали его темы текучести времени, старения, ухода друзей, собственной смерти.
Художник искал утешение в алкоголе, увлечении рулеткой и, конечно, в неустанной работе, которую он продолжал до самой смерти в 1992 г. в Мадриде, удостоившись громкой прижизненной, хотя и противоречивой, славы, многочисленных персональных выставок и высокой оценки знатоков, критиков и коллекционеров. Его картины бьют аукционные рекорды, без них невозможно вообразить историю искусств последних ста лет, они — по сути и есть венец этой истории.
В одном из интервью Бэкон иронично заметил: «Я не экспрессионист, как некоторые говорят. В конечном итоге, мне нечего выражать» («экспрессионизм» и глагол «выражать» в английском одного корня). Эта реплика вторит хрестоматийным словам современника и земляка Бэкона, лауреата Нобелевской премии по литературе Сэмюэла Беккета, и прекрасно дополняется ими. Эти слова произнесены Беккетом о единственно возможном и, по его мнению, уместном, хотя и безотрадном, выборе современного художника, которому следовало бы попытаться «выразить то, что выражать нечего, выражать нечем, выражать не из чего, нет силы выражать, нет желания выражать, но есть обязательство выражать». Искусство Бэкона и есть пронзительное, безгранично талантливое свидетельство этого выбора.
Выставка «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» проходит в рамках перекрестного года культуры Великобритании и России и подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Центром изобразительных искусств Сейнсбери, Университет Восточной Англии. На экспозиции представлены картины из собрания Центра изобразительных искусств Сейнсбери, галереи Тейт, Лондон, Художественной галереи и музея Абердина, Йельского центра британского искусства в Нью-Хейвене, США, галереи Хью-Лейн в Дублине, а также из частных собраний.