Эксперты JLL представили аналитику о результатах 2019 года на рынке брендированных гостиниц Петербурга. Год стал успешным и для гостиничного рынка Северной столицы. Несмотря на то, что рынок не получил ожидаемых результатов от проведения чемпионата мира 2018, это стало существенным вкладом в продвижение города. Средневзвешенная загрузка по брендированному предложению за 2019 год достигла 68%, а средний тариф – 7 100 рублей.
Среднерыночные показатели по брендированному предложению Санкт-Петербурга, 2017 – 2019
Все сегменты продемонстрировали положительную динамику с точки зрения загрузки. Рост загрузки к 2018 году составил 7 п.п. По отношению к 2017 году загрузка гостиниц брендированного предложения в среднем выросла на 5 п.п. с 63% до 68%. При этом, лидером роста стал среднеценовой сегмент, куда входят преимущественно крупные гостиницы с обширным номерным фондом, ориентированные на туристические группы, что еще раз свидетельствует о росте популярности Санкт-Петербурга как группового туристического направления – зачастую доступного и, тем самым, еще более привлекательного. В данном сегменте мы отмечаем наиболее высокий рост RevPAR, который составил 20%, при этом загрузка и тариф росли в равных пропорциях. Все остальные сегменты рынка выросли по загрузке в среднем на 3%.
Операционные показатели гостиниц среднего ценового сегмента, 2017 – 2019
Рост RevPAR по остальным сегментам рынка варьируется в пределах 6-17%, при этом практически все сегменты рынка растут за счет более активного наращивания ADR, нежели загрузки, что противоположно Москве.
Несмотря на расширение сезона, который сейчас уже начинается в апреле и длится до конца октября–начала ноября, в чем отчасти, можно «винить» и происходящие климатические изменения, основная доля гостей желает посмотреть город по-прежнему в пиковые месяцы с мая по август. Таким образом, в условиях ограниченной гостиничной базы отели могут диктовать цены на размещение. Интересна тенденция, что с точки зрения средних тарифов на размещение Санкт-Петербург выступает на равных с Москвой, чего не было еще, например, 5 лет назад.
Сегмент люкс практически вдвое уступал Москве, а за последние 5 лет он существенно вырос и сравнялся с московским люксом с точки зрения среднего тарифа в годовом выражении. На рынке Санкт-Петербурга появились новые люксовые объекты, которые установили новый ориентир по цене, тем самым сделав возможным рост сегмента целиком. Во-вторых, ощущается существенное продвижение города на международном уровне и рост его популярности в качестве направления для сити-брейка. По итогам 2019 года загрузка гостиниц сегмента люкс достигла практически 59%, при этом средний тариф составил около 20 000 рублей, рост RevPAR по сегменту - 11% к уровню 2017 года
Операционные показатели люксового сегмента, 2017 – 2019
Самыми востребованными стали гостиницы высокого ценового сегмента и гостиницы верхнего предела среднего ценового сегмента, в которых загрузка 76% и 73% соответственно. Данные гостиницы обладают развитой MICE инфраструктурой. Как показывает наш опрос гостиничных игроков и MICE-агентств, растёт популярность Санкт-Петербурга как MICE дестинации, в том числе incentive направления. Средний тариф гостиниц в высоком сегменте по итогам 2019 года составил почти 7 000 рублей, а в верхнем пределе среднего ценового сегмента – 5 100 рублей.
Уже несколько лет подряд Санкт-Петербург становится победителем как лучшее направление городского туризма в Европе. В 2019 году в сентябре в городе успешно прошла Ассамблея Всемирной туристской организации. В 2020 году планируется Всемирный конгресс шеф-поваров, проведение саммитов ШОС и БРИКС, 4 матча ЕВРО-2020. При этом, как мы видим, существующее санкционное давление не оказывает существенного влияния на туристический поток, в отличие, например, от Москвы, где гостиницы, во многом ориентированные на деловой спрос, более подвержены изменениям в деловой активности.
Также интересный момент, что, если деловой сегмент в структуре спроса гостиниц по-прежнему остается ведущим в Москве, Санкт -Петербург приблизительно на 70% остается туристическим «доступным» направлением. И если в Москве гостиницам крайне сложно ежегодно пересогласовывать тарифы по корпоративным контрактам, то туристический спрос более компромиссный, особенно в условиях экономики впечатлений.
Вместе с тем с введением электронной визы с 1 октября 2019 года мы видим перспективы увеличения загрузки в высоких сегментах рынках, что позволит нарастить долю спонтанных индивидуальных гостей, сегмент спроса «выходного дня». С 1 января 2020 году в аэропорту Пулково действует (пока оформлен документально) режим «открытого неба» в отношении 21 страны. Еще в 9 стран полеты разрешены, но за исключением столиц и крупных городов. Таким образом, перспективы дальнейшего роста туристического потока в город не вызывают сомнений. Тем не менее, на данном этапе уже требуется активное развитие городского пространства и инфраструктуры с возможностью децентрализации туристских потоков, так как город уже существенно перегружен, особенно в пиковые месяцы.