Серия «Евангелисты» благодаря советскому детективному фильму «Возвращение «Святого Луки» хорошо известна даже не экспертам в искусстве Старых мастеров. «Евангелисты» были приобретены в 1773 году Екатериной II для Эрмитажа и почти 40 лет спустя были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей по указу Александра I, далее следы картин терялись вплоть до прошлого столетия.
«Святой Лука» и «Святой Матфей» были обнаружены в середине ХХ века в фондах Одесского музея западного и восточного искусства, куда они попали как работы неизвестного русского художника XIX века.
Правильно атрибутировала их сотрудница Эрмитажа Ирина Линник - ее открытие считается важнейшим в науке об искусстве, а сами полотна не раз экспонировались в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
Две другие картины попали за рубеж - в 1972 году немецкий искусствовед, специалист по творчеству Халса Клаус Гримм опубликовал приобретенный и отреставрированный холст «Евангелист Марк», который совпадал по размерам и стилю исполнения с одесскими евангелистами. Выставленный на аукцион как «Портрет бородатого мужчины», он приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. Однако исследования, проведенные Гриммом, позволили определить авторство и название картины, которая была предоставлена для экспонирования в Москве. Сначала на ярмарке Russian Antiques and Fine Arts Fair в Центре изящных искусств на Волхонке, а затем в ГМИИ лондонской галереей Jhonny Van Haeften, специализирующейся на голландцах XVII века.
Картина пробудет в ГМИИ до 28 июля и, при удачном стечении обстоятельств, останется там навсегда, как это ранее случилось с полотном «Крещение Христа» Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля Младшего, которое также сначала было в музее на временном экспонировании.