По данным JLL, в 2019 году максимальный уровень ротации среди основных торговых коридоров города традиционно наблюдается на улице Рубинштейна (23,9%). Количество заведений общепита на главной ресторанной улице в центре города достигло пика в 4-м квартале 2018 года и в 2019 году начало снижаться. За год в этой локации закрылось 17 баров, ресторанов и кафе, среди которых «Жиробас», «Скобари», Varvara, «Винный шкаф» и другие. При этом открылось только 9 новых заведений общепита (Noir, Nau, Hunt, Tent и др.).
Однако нельзя утверждать о «массовом исходе» арендаторов с улицы Рубинштейна, показатель ротации годом ранее составлял 26,1% Крупные качественные концепции, которые работали в этой локации, остаются здесь, закрытия в основном коснулись непрофессиональных игроков рынка и связаны с несколькими факторами – с одной стороны, с жалобами жильцов жилых домов и с отсутствием согласований с городом размещения общепита в жилом доме, с другой стороны – с ростом ставок аренды вслед за повышением популярности улицы. В целом аналогичную картину мы наблюдаем и на других улицах города: качественные концепции с осторожностью смотрят на жилые дома, пока власти не финализируют требования и процесс согласования размещения заведений в жилом фонде.
В 2019 году отмечается минимальный уровень годовой ротации (18,8%) на основных торговых коридорах города за последние 5 лет. Увеличился срок экспозиции помещений на рынке.
Рост количества свободных помещений на главных торговых улицах Санкт-Петербурга, начавшийся летом 2019 года, достиг максимального уровня в декабре – 8,5%. К концу 4-го квартала на Невском проспекте свободно 7,4% помещений, что в два раза больше, чем год назад. Выросла вакантность и на главных fashion-улицах, в связи с минимальным количеством открытий за квартал в данном сегменте за всю историю наблюдений.
Динамика доли кафе и ресторанов на улице Рубинштейна
Источник: JLL
«К концу 2019 года количество свободных помещений на основных торговых улицах города достигло максимального значения за последние 5 лет. Рынок стрит-ритейла адаптируется к жизни после взрывного роста во время чемпионата мира по футболу. Погодный фактор также внес свои коррективы: снежная зима и холодное лето не вызывали желание у петербуржцев лишний раз выходить из дома и посещать заведения общепита. В итоге число закрытий кафе и ресторанов, лидеров среди арендаторов по количеству занимаемых помещений, превысило число открытий к концу года», – отмечает Александра Камаева, консультант отдела стрит-ритейла компании JLL в Санкт-Петербурге.
Наиболее активно росла вакантность на главных fashion-улицах города. На Старо-Невском проспекте за 2019 год количество свободных помещений увеличилось в три раза, на Большом проспекте Петроградской стороны – в два раза.
Ограниченный потребительский спрос влияет на развитие fashion-операторов. В 4-м квартале на 10 основных торговых улицах города было открыто только 6 магазинов одежды и обуви, среди которых обувной бутик Reiker на Московском пр., магазин одежды Mollis на ул. Рубинштейна, Paul&Shark на Большом пр. ПС, Elena Furs на Невском пр. Это минимальное количество открытий за квартал в сегменте одежды и обуви за всю историю наблюдений.
Динамика доли свободных помещений на главных fashion улицах Петербурга
Источник: JLL
Закрытие магазинов сети «Интерторг» (Spar, «Семья») существенно не повлияло на объем свободных помещений на главных торговых коридорах Санкт-Петербурга, поскольку они преимущественно располагались на второстепенных улицах и в спальных районах.
«При этом активизировались арендаторы в сегменте кофеен и магазинов сладостей. Весь год открывались кофейни как классического формата, так и coffee-to-go, спрос на которые устойчиво растет не первый год. Кофейни небольшого формата, рассчитывая на синергетический эффект, объединялись не только с салонами связи, что наблюдается уже последние несколько лет, но и с другими арендаторами. Недавно “Сбербанк” анонсировал планы по продаже кофе в своих отделениях. Кроме того, появляются новые форматы специализированных продуктовых магазинов: в течение года открылись несколько карамельных и мармеладных магазинов на основных торговых улицах Петербурга – «Мармеладная бочка» на Невском, Московском, Среднем проспектах и на Садовой улице; «Карамельная фабрика» на Невском, «Пират Мармелад» на Большой Московской», - комментирует Наталия Киреева, заместитель руководителя отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге.
В 2020 году прогнозируется более позитивная динамика и снижение количества вакантных площадей на основных торговых коридорах Северной столицы. У ритейлеров появился выбор и по ряду помещений уже идут переговоры с операторами. Аналитики JLL не прогнозируют существенного повышения арендных ставок. Корректировки возможны за счет роста минимальной границы диапазона запрашиваемых ставок на основных торговых коридорах.
Диапазон ставок аренды на основных торговых улицах Санкт-Петербурга по итогам 4-го квартала 2019 года
Торговый коридор |
Уровень арендных ставок, руб. за кв. м в месяц (вкл. НДС) |
|
Минимум |
Максимум |
|
Невский проспект, основная часть |
9 000 |
13 000 |
Старо-Невский проспект |
3 000 |
6 000 |
Улица Рубинштейна |
3 500 |
6 000 |
Московский проспект |
2 500 |
6 000 |
Каменноостровский проспект |
2 000 |
6 000 |
Большая Конюшенная улица |
3 000 |
5 500 |
Садовая улица |
2 500 |
5 500 |
Владимирский проспект |
2 500 |
4 500 |
Большой проспект П.С. |
2 000 |
4 000 |
6-7 линии В.О. |
2 500 |
4 000 |
Средний проспект В.О. |
1 800 |
4 000 |
Источник: JLL