Коммерческий директор Lifedeluxe.ru Дмитрий Лобов рассказал «Строительной газете», почему девелоперы должны вложиться в культурную составляющую проектов:
Близость Эрмитажа, Мариинского театра или другого культурно-исторического объекта позволяет проекту обретать добавочную стоимость, но это не заслуга девелопера, архитектора или маркетолога. Это заслуга Кавоса, Растрелли, Императрицы Екатерины и прочих наших славных предков. Но, если коснуться локаций за пределами исторического центра, то количество и качество культурных объектов снижается. При всем уважении к «Театру на Черной Речке», вряд ли застройщик станет использовать близость данного объекта для позиционирования своего проекта.
Как же быть девелоперу быть с объектами недвижимости высокого класса, отдаленными от культурного центра? Ведь положительное влияние на позиционирование и, как следствие, продажи объекта, оказывает даже строительство беседки или небольшого фонтана на прилегающей территории. При этом, речь даже не идет о театрах, центрах искусств, художественных галереях и прочем. Хотя крупный девелопер, возводящий элитный проект не нескольких гектарах земли, и вполне отдающий себе отчет о необходимости возведения школы, торговых и коммерческих помещений, а так же прочих объектов социальной инфраструктуры вполне способен на аккуратное сооружение, в котором по договоренности с какой-либо галереей или музеем могут периодически проходить художественные экспозиции.
Стоит отметить, что проблема объектов культурной инфраструктуры в девелоперских проектах - это не проблема исключительно элитного сегмента. Этот вопрос касается любых новых территорий, где есть магазин, поликлиника и супер-маркет, но нет театра, центра искусств, и памятника, к примеру, жителю района на окраине с коляской, смотрящего в светлое будущее (видимо, в сторону центральных районов, куда он планирует перебраться через 20 лет). А ведь у этого памятника могли бы назначать свидания, фотографироваться и встречать закат.
Но девелопер дорогого проекта, в отличие от «массовых» застройщиков, может решить этот вопрос относительно самостоятельно. У него есть для этого больше возможностей и понятные маркетинговые перспективы. Строительство музеев, театров и скверов в районах массовой застройки, по логике, должно либо дотировать, либо поощрять государство в лице города. А вот создание культурной среды в районе дорогой застройки, удаленном от культурного центра - это прямой интерес девелопера, особенно если территории осваиваются комплексно.
Что мы видим на деле? У застройщиков есть понимание того, что делать с фасадом, входной группой, что делать на территории дома. И, безусловно, наличие на территории дома школ, всевозможных детских студий - это все у нас появилось, или появляется. Но это объекты внутренней инфраструктуры. Они украшают проект, но не развивают локацию. Важно понимать, что посильное развитие прилегающих к дому территорий в плоскости культурной инфраструктуры - это большой резерв для наших девелоперов.
Да, есть море нюансов и административных согласований, связанных с общественными территориями, но они по своей сложности не сопоставимы с общим объемом тех же согласований, сопутствующих запуску и введению в эксплуатацию любого жилого проекта.
Почему же у наших девелоперов до сих пор нет понимания и выработанного подхода к вопросу взаимодействия с культурной средой и создания этой среды вокруг своих проектов? Причин, на мой взгляд, несколько. Это и нежелание девелоперов делать работу городских и федеральных комитетов, занимая развитием общественных зон за свой счет. Это инертность государства в вопросах налоговых льгот для девелоперов, занимающихся подобным развитием.
Но, самым неочевидным и в то же время, одним из важнейших факторов является отсутствие диалога девелопера и компетентных консультантов из мира культуры на этапе планирования проекта. Есть архитектор, но его задачи, если утрировать - помирить финансовые аппетиты инвестора с эргономичностью решений и поместить все это в уместный и согласуемый фасад. Но приглашение историка, искусствоведа - было бы полезным шагом. Это позволило бы компетентно оценить культурную «емкость» локации. Проработать легенду места, задействовать исторический фон и понять - хватит ли существующей инфраструктуры, есть ли поблизости культурные доминанты, которые позволят позиционировать проект в нужном ключе и в итоге положительно влиять на продажи? Или придется задуматься над созданием подобных объектов локального масштаба, чтобы компенсировать недостаточно сильный «культурный фон». Речь может идти о малых архитектурных формах, незначительных в масштабах проекта затратах, но правильная деталь может стать серьезным конкурентным преимуществом на этапе продаж.