– Александр, если говорить о философии и концепции проектов, то для кого ваши дома?
– Наш холдинг строит жильё классов комфорт-плюс, бизнес и премиум. Целевая аудитория каждого сегмента меняется в зависимости от финансовых возможностей и личных пристрастий покупателей. Одни больше ценят локацию, для других важнее качественные характеристики дома, например, наличие дополнительных сервисных услуг. Насыщение проекта дополнительными опциями и фишками определяется его финансовым потенциалом. Ещё на этапе планирования мы определяем потолок себестоимости, а затем выбираем, что предложить покупателю: дерево-алюминиевые стеклопакеты, авторский дизайн холлов или более дорогие отделочные материалы. На основе этого баланса складывается стоимость квадратного метра. А клиент определяет для себя, за что он готов платить.
– И что же хотят покупатели?
Мы постоянно задаём этот вопрос не только себе, но и участникам рынка. Для этого встречаемся с представителями агентств недвижимости и независимыми консультантами, собираем фокус-группы из числа покупателей и спрашиваем напрямую - какое жильё вы ищете, что бы вы хотели улучшить в наших проектах? Я не буду раскрывать всех деталей, поскольку собранные данные ложатся в основу концепции нашего продукта. Озвучу лишь главный посыл – строить дома, в которых мне захочется жить самому. Если у меня ещё не возникло такого желания, значит проект требует доработки. Своим проектировщикам и строителям я внушаю простую мысль: делай так, как сделал бы для себя и тогда не ошибешься. Когда результат работы оправдывает ожидания, я понимаю, что создал продукт, который смогу продать. Это основной критерий в моей голове, иного не бывает.
– Понятно, что «секрет фирмы» вы не будете раскрывать, но все же: компания определила для себя, как построить дома, которые понравятся покупателям?
– Невозможно приготовить изысканное блюдо, сэкономив на качестве ингредиентов. Этот же принцип применим и к нашей сфере. В работе я никогда не задаюсь целью сэкономить как можно больше. Напротив, коллектив получает установку: "давайте создадим замечательный проект, работа над которым будет вдохновлять нас самих". Затем, когда концепция готова, мы смотрим, каким образом можно её оптимизировать, не потеряв в качестве. Такой подход помогает изначально не загонять себя в строгие рамки и расширяет пространство для творчества.
ЖК «Маленькая Франция»
– Расскажите о готовящихся проектах компании?
– В ближайшее время мы расширим географию присутствия и выведем на рынок четыре жилых комплекса. На набережной Чёрной речки, дом 1 появится проект бизнес-класса с видом на Большую Невку и Каменный остров. Его отличительной особенностью станет прямой доступ в сад дачи Головина с дореволюционным особняком, который мы реконструируем. Также в этой локации мы готовим ещё одну премьеру - жилой комплекс на Белоостровской улице. Сейчас как раз совершенствуем его концепцию. Также в ближайших планах - выйти на рынок Красногвардейского района с двумя проектами бизнес-класса на Магнитогорской улице и Малоохтинском проспекте. Для того, чтобы проекты не конкурировали между собой, для каждого разрабатываем свой набор уникальных опций: в первом случае это будет благоустроенная набережная, во втором - достаточно крупная закрытая территория, на которой разместятся необходимые объекты инфраструктуры и благоустройства. На Васильевском острове мы продолжим развивать премиальное направление. На 12-й линии выйдет в продажу камерный и изящный дом "Бомонд". Кстати, перед расположен ещё один памятник деревянного зодчества - особняк Бремме. Он также будет бережно восстановлен и интегрирован в придомовую территорию. Что касается цен, они будут соответствовать высокому уровню проектов. Для проектов бизнес-класса отправной точкой можно считать 160-170 тыс. рублей за квадратный метр. Ориентир для премиума - 210-220 тыс. рублей за квадратный метр с возможностью существенного роста.
– Для проекта на Черной речке место очень интересное.
– В проекте на Черной речке я твердо намерен поселиться. Там есть нюанс: шум от набережной, но мы будем его компенсировать высокоствольными деревьями и дорогими, качественными австрийскими окнами с повышенной шумоизоляцией.
– Ваш проект «Ренессанс» на Дыбенко выглядит как дворец. Как это бьется с экономикой?
– Очень сложно бьется с экономикой, но было большое желание сделать что-то яркое и сильное. К сожалению, пока мы не до конца удовлетворены качеством строительства, так как вынуждены исправлять ошибки за несколькими генподрядчиками, с которыми в итоге пришлось расстаться.
Сильно подвели отделочники по МОПам и по квартирам. Настоящим испытанием стал монтаж навесного фасада: и финны, и отечественные компании срывали сроки, разводили руками и уходили. Приходилось набираться опыта и учиться на своих ошибках. Строительство далось нам непросто, но результат стоит потраченных усилий, - другого такого комплекса в Невском районе нет. Мне и моему партнеру Степану Липгарту хотелось показать, что можно сделать красиво, содержательно и при этом уложиться в разумные бюджеты. Думаю, в целом нам это удалось.
ЖК «Маленькая Франция»
– Как компания AAG пришла на рынок девелопмента?
– В недвижимость я пришёл в 1995 году. Через пять лет попал в компанию «ЮИТ»: они нацелились развивать управление жилищного строительства, и я занялся развитием девелоперских проектов, поиском земельных участков, градостроительным согласованием и другими смежными направлениями. По сути, сегодняшняя деловая репутация компании «ЮИТ» создавалась в тот период, когда я работал первым заместителем генерального директора.
В конце нулевых дела шли хорошо, но гендиректор-финн не договорился с концерном, развалились связи и изменилась команда. Мы не сошлись во взглядах на будущее, и в 2009 году пришлось уйти. Параллельно я уже создал свою компанию, которая занималась развитием и консалтингом. В итоге я полностью сконцентрировался на собственном бизнесе и принял для себя решение, что больше ни на кого работать не хочу и буду делать так, как мне кажется правильным. Мы начали развиваться с консалтинга, постепенно стали браться за подготовку проектов планировки и градостроительной документации, занялись проектированием и овладели практически всеми компетенциями кроме стройки. Но в 2012-2013 годах мы поняли, что самая высокая маржинальность как раз в кирпичах. И, совместно с Lemminkäinen, реализовали «Тапиолу» на Обводном канале. Вкусили, освоились и с тех пор наращиваем обороты. Сейчас в нашем портфеле 6 девелоперских проектов.
– Судя по вашим проектам, архитектуре проектов вы уделяете особенное внимание?
– Я увлечен архитектурой, и, если я собираюсь в отпуск, в 99 процентах из 100 еду в Европу или через Европу, чтобы открыть для себя два-три новых города. Обязательно хожу по ним пешком, смотрю на здания, на детали, это меня очень вдохновляет. Как правило, из любой такой поездки я привожу массу новых идей и сразу начинаю всех доставать, предлагаю "давайте сделаем что-нибудь подобное". Все от меня пытаются убежать: «Завьялов опять приехал из Европы, как мы это все запроектируем». Поэтому, да, архитектура – это мое увлечение, вдохновение. Пусть я не обладаю инструментами для художественной реализации, у меня присутствует видение, понимание композиции. А реализовать задуманное мне помогает мой партнёр Степан Липгарт. И наша синергия присутствует практически в каждом проекте. Я нашел своего архитектора, который меня понимает, и которого понимаю я. Он сильный мастер, что, в общем-то, признают многие.
– Последний вопрос: где бы еще хотелось построить?
– Почему-то первое, что пришло на ум, это наконец-то найти время и построить свой загородный дом. Так случилось, что пять лет назад я купил участок земли, который меня вдохновляет и для которого давно нарисована концепция, но у меня нет времени туда поехать и начать.
А в глобальном смысле у меня есть определенная мечта. Я верю, что в будущем мы сможем восстановить центр Петербурга, гулять по нему и видеть что-то вроде европейских городов, в которых дома чистые, аккуратные, ровненькие, как в сказке. Я родился около Исаакиевского собора, любил проводить время, гуляя по соседним кварталам, поэтому это все впиталось в меня. Сейчас я не вижу ни одного городского руководителя, который сделал бы что-то реальное в этой области. Лозунгов и идей много, но цельной концепции нет. Хотя решения лежат на поверхности: дайте застройщикам, которые работают в центре, два дома слева, два дома справа, и пусть они отреставрируют их в одном стиле. Пока этого не происходит. Жалко. Районы исторической застройки утопают в пыли и грязи, это обидно.