Санкт-Петербург

Может ли новое жилье быть морально устаревшим? 

Как бы парадоксально это ни звучало, но большинство жилых зданий, построенных в Санкт-Петербурге в новое время, уже сейчас можно назвать морально устаревшими. Они не отвечают принципам современного урбанизма, не соответствуют параметрам комфортного жилья и даже внешне производят не очень приятное впечатление.

Старая новая квартира

Надо признать, что в целом срок жизни вещей в современном мире сокращается. Особенно это заметно на рынке цифровых технологий, продукты которых устаревают буквально через год после выпуска. Цикл строительства недвижимости, конечно, гораздо дольше, однако и на этом рынке в последнее время произошли тектонические сдвиги в уровне жилых проектов.

Если часто менять смартфоны или выбирать новое поколение автомобилей мы уже привыкли, то отношение к жилью все равно остается достаточно консервативным. Новая квартира приобретается больше по необходимости, например, когда произошло прибавление в семействе и нужна дополнительная комната. Может быть, идея о переезде и витает в воздухе, но в отсутствие стимулирующих факторов часто откладывается на потом. При этом за ощущением необходимости поменять квартиру, если задуматься, стоят вполне осязаемые причины: вокруг дома нет качественных магазинов, двор заставлен машинами, в парадную приходится подниматься по ступенькам, негде оставить коляску, в маленькой кухне неудобно принимать гостей и так далее.

«Бесконечная серость выбора – именно так можно охарактеризовать застройку, которая велась в Петербурге последние десятилетия, – говорит Всеволод Глазунов, директор по маркетингу и рекламе девелопера LEGENDA. – Она ничем не отличается от старых советских построек, не создает нового образа жизни и нового качества жизни. В ней нет закрытых дворов, нет нормальных входных групп, нет выразительной архитектуры. Продуктовые решения и потребительские качества настолько устарели, что сегодня в таких домах зачастую не интересно и даже не безопасно жить».

Причем так происходит не только в новостройках масс-маркета, но и в более высоких ценовых сегментах.

Бизнес уже не тот

Так называемый «бизнес-класс» в недвижимости 10 лет назад и сегодня, как говорится, две большие разницы. Раньше он выделялся в первую очередь локацией и более дорогими отделочными материалами, но по инженерной начинке и планировочным решениям это был все тот же «комфорт». Например, далеко не все объекты бизнес-класса того времени имеют закрытую территорию, что сегодня является атрибутом must have. Вопросы безопасности там тоже решены просто – с помощью консьержа. В современных же домах организовывается контроль доступа на разных уровнях: двор – парадная – квартира. Предусматривается пункт охраны и стойка ресепшен с администратором, а также система IP-домофонии с видеозвонками. Такая система позволяет жильцам просматривать записи с камер видеонаблюдения, установленных на территории дома - можно проверить машину в паркинге, пока вы находитесь в отпуске за границей, увидеть, кто звонит вам в домофон, когда вы на работе, дистанционно открыть дверь парадной и даже ответить посетителю.   

Надо признать, что и благоустройство дворов в проектах бизнес-класса 10-летней давности явно не соответствовало своему уровню. Например, на внутренней территории многих домов даже на Крестовском острове не было ничего, кроме газона, КСИЛовских аттракционов и кованых скамеек. Впрочем, такие примеры встречаются до сих пор и в новых домах «бизнес-класса».

«Большинство застройщиков того времени имели слабые компетенции в вопросах благоустройства. Даже в дорогих сегментах оно было минимальным: пространство либо закатывалось в бетон, либо, наоборот, просто укладывался газон. В любом случае территория оставалась фактически бесполезной с точки зрения функций и скучной с точки зрения дизайна», – добавляет Всеволод Глазунов.

Пример того, как можно красиво и функционально оформить пространство двора, – «LEGENDA Дальневосточного». Планировка комплекса образует закрытую внутреннюю территорию практически симметричных пропорций. Территория двора поделена на несколько зон, учитывающих потребности всех возрастов. В проекте реализован особенный ландшафт, высажено свыше 3000 кустарников и 50 деревьев в стилистике японского сада – с цветущей уссурийской грушей и редким маньчжурским орехом. Для отдыха взрослых есть амфитеатр и крытые беседки, для спорта – футбольное мини-поле, для детей – лабиринт с канатами, проемами и зацепами для скалолазания. То, что продемонстрировано на фотографиях, легко спутать с дворами элитных столичных кварталов. Между тем это smart-проект девелопера LEGENDA. 

Что касается детских площадок, то сейчас в некоторых проектах, позиционирующихся как «бизнес» или даже «премиум», все еще можно увидеть типовые «качалки» и горки из пластика. Годы назад, когда нормативы по обеспечению детскими комплексами только появились, никто в общем-то не задумывался, как должно выглядеть это оборудование и какие функции должно содержать. Да и выбор детских комплексов был достаточно скудным. Сегодня для каждого поколения детей необходимо предусматривать отдельную площадку, которая соответствует потребностям конкретного возраста ребенка. Самым маленьким – игровое оборудование для развития моторики, постарше – для активной социализации, школьникам – для состязаний со сверстниками и проверки своих физических способностей. Немалое значение имеет дизайн оборудования: приветствуется спокойный стиль в естественных, натуральных цветах, который максимально вписывается в ландшафт. Не спорит с ним, а, наоборот, гармонирует и обогащает среду.

Планировочная эстетика

Какие квартиры были популярны 10 лет назад? Те, что можно легко переделать! Потому что застройщики, еще не опытные в проектировании, особо не разбирались и часто не хотели разбираться в том, какие удобства нужны их клиентам. Сами же покупатели голосовали рублем за большой метраж, так как именно количество квадратных метров прямо коррелировалось с высоким уровнем комфорта и престижем. При этом расположение стен не имело значение, так как после покупки их сносили и возводили новые на свой вкус. Так на рынке стали появляться «открытые планировки». Застройщик как бы заранее признавался в том, что ему трудно (или просто лень) формировать квартирографию проекта. 

«Затем наступила эпоха smart-проектирования – особого подхода, в основе которого лежит функциональное использование каждого квадратного метра. Сегодня именно этот подход определяет удобство, ликвидность, привлекательность квартиры. Если в бизнес-классе нет мастер-спальни со своим санузлом и гардеробной, если нет просторной кухни-гостиной – это уже устаревший актив. Это как смартфон без функции face-контроля и только с одной камерой, кому он нужен сейчас такой?» – отмечает Всеволод Глазунов.

Сегодня в ассортименте девелопера LEGENDA порядка 500 планировочных решений, созданных под разные типы домохозяйств и разные жизненные сценарии. Это планировки с мастер-спальнями, с функциональными кухнями-гостиными, гардеробными и прачечными, а также редкие для рынка двухуровневые квартиры, квартиры с круизным окном, с коктейльным корнером, со вторым светом, с детскими гостиными и другие решения. Квартиры изначально проектируются таким образом, чтобы можно было реализовать актуальный дизайн интерьера. В них соблюдается гармония форм и симметрия, идеальные пропорции комнат.

Новые адреса комфорта

Если с морально устаревшей квартирой хоть что-то можно сделать – устроить перепланировку, согласовать перенос мокрых зон, но есть вещи, на которые влиять мы не в силах. Как быть, если морально устарел целый район? Когда вы избегаете своих соседей или за продуктами приходится ехать на машине. Все это триггеры, сообщающие, что пора сменить жилье и выбрать современный квартал с однородной социальной средой и полноценной инфраструктурой.

Такие кварталы появляются, например, в районах «серого пояса» Петербурга – на бывших промышленных территориях, которые окружают центр города. У метро «Фрунзенская», на правом берегу Невы – вдоль Малоохтинской и Октябрьской набережной, в районе Черной речки. В этих локациях реализуются преимущественно проекты класса «бизнес» и «высокий комфорт» от разных девелоперов – достигается синергия, которая меняет среду качественным образом.

«Получается эффект взаимного притяжения. Дома высокого качества притягивают активную платежеспособную аудиторию с хорошим вкусом и уровнем дохода. В свою очередь они привлекают в район современный стрит-ритейл с высоким уровнем сервиса. Этому способствует и качественная коммерческая инфраструктура с большими витринами, продуманной логистикой и инженерией. Все вместе это формирует дружелюбную городскую среду и высокое качество жизни в целом», – резюмирует Всеволод Глазунов.

Современные жилые проекты – уютные, комфортные, функционально разнообразные и эстетически привлекательные – это тренд на ближайшие годы и даже десятилетия. Что станет с морально устаревшим жильем? Скорее всего, оно просто будет терять свою цену и ценность.  

На правах рекламы